За минувший год количество интернет-пользователей в России выросло на 6 миллионов человек. Общее число граждан, использующих доступ в сеть, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций достигло отметки близкой к 97 миллионам.
Интересно, что рост сетевой аудитории происходит в основном за счет старшего поколения, поскольку проникновение интернета среди молодежи и людей среднего возраста близко к предельным значениям. Объясняется это тем, что пользователи стареют, но при этом сохраняют свою привычку получать информацию в онлайн-пространстве.
Около половины россиян в возрасте старше 55 лет воспринимает интернет как привычный атрибут жизни, при этом более трети граждан этой категории являются активными интернет-пользователями и используют сеть для поиска информации, просмотра видео и онлайн-покупок.
Такая степень присутствия опровергает распространенное заблуждение о бессмысленности рекламных кампаний в интернете, нацеленных на людей предпенсионного возраста и старше.
Подобные выводы содержатся во многих исследованиях, выясняющих потребительское поведение людей этой категории.
Среди последних можно отметить, например, совместное исследование среди возрастного населения России, которое проводилось Google и Euromonitor International – компанией с международным охватом, изучающей глобальные рынки, экономику и поведение потребителей.
Помимо этого, Росстат недавно представил несколько интересных фактов на основе опроса людей старших возрастов.
Также интересный анализ общей сетевой аудитории в России среди населения 16+ был представлен на Всероссийском омнибусе GfK в конце 2019 года. GfK Group – немецкая исследовательская компания, реализующая все виды социологических и маркетинговых исследований. В нашей стране представлена дочерней компанией GfK-Русь.
Причины начала освоения интернета людьми пенсионного возраста
В статье мы собрали и представляем вашему вниманию наиболее любопытные цифры из вышеперечисленных исследований.
Интернету все возрасты покорны. Google и Euromonitor International выявили, что 93% от всех пользователей старше 50 лет обращаются во всемирную сеть более двух раз в день, причем 43% из них проводят в виртуальном пространстве свыше четырех часов в день.
Немного отличаются от Google данные Росстата, который сообщает о том, что ровно половина людей старшего поколения являются активными юзерами.
Самые распространенные цели использования интернета:
К наиболее популярным категориям товаров и услуг, приобретаемым старшим поколением в интернете, относятся:
Большая часть, а именно 53%, предпочитают оплачивать покупки при доставке. 73% респондентов производят оплату своих покупок при помощи банковских карт.
Люди старше 50 обычно внимательно анализируют качество товаров и услуг. Перед совершением покупки 83% обращаются к отзывам о продукте. Для 46% реклама с участием знаменитостей представляется более надежной.
30% опрошенных утверждают, что цена для них важнее бренда. Тем не менее 23% готовы платить немного больше, если уверены в качестве. 16% высказались о том, что имеют предпочтения в отношении определенных брендов.
В социальных сетях с представителями компаний при покупках общается только 10% от совершающих покупки в сети, и лишь 21% из них оставляют впоследствии отзывы.
Известно, что качественным сдвигом последнего времени является стремительный рост аудитории пользователей «mobile only», то есть тех пользователей, которые для доступа в интернет используют только мобильный доступ. С 2018 по 2019 год этот сегмент вырос почти вдвое и на сегодня составляет 35%.
Таким образом, рост сегмента «mobile only» меняет все лицо интернета. Уже в обозримом будущем интернет, вероятно, станет прежде всего мобильным и лишь потом десктопным. Это повлечет за собой существенное изменение приоритетов в развитии digital-продуктов, коммуникаций, рекламы.
До некоторой степени это переориентирование затормозит рост возрастной аудитории, которая с гаджетами дружит хуже. Тем не менее мобильные приложения становятся все проще и понятнее, а телефоны с мобильным доступом имеют уже 74% респондентов из категории 50+ и 9% из них используют для выхода в интернет только. Все остальные предпочитают ноутбуки и стационарные ПК.
Среди самых востребованных сервисов, где возрастные юзеры совершают покупки, находятся:
Компьютерная грамотность представителей старшего поколения находится на невысоком уровне. К самым распространенным навыкам среди старшего поколения относятся:
Положительные ответы на вопросы о наличии знаний, необходимых для переустановки операционной системы, опыта изменения настроек в программах, а также опыта использования каких-либо языков программирования, среди респондентов старше 55 лет звучали крайне редко.
Рассмотренные нами результаты исследований возрастной сетевой аудитории подтверждают мнение о том, что интернет сегодня является средством массовой коммуникации, которое используют абсолютно все.
Интернет-маркетологи редко обращают внимание на старшее поколение, за исключением, пожалуй, случаев, когда работают с фармацевтическими брендами. Но, как выясняется, у брендов из других категорий тоже есть основания обратить внимание на эту возрастную группу. Кстати говоря, стоимость контакта с ними будет ниже, чем с молодыми людьми. Словом, бизнесу не стоит сбрасывать со счетов категорию 50+: возможно, именно эти люди – ваша целевая аудитория, на которую можно и нужно рекламироваться.