SEO меняется не только из года в год, но и в течение месяца часть работ может претерпевать перемены, подстраиваясь под нововведения поисковых систем. Это обычная практика для любого оптимизатора, но клиенту, зачастую, сложно донести, почему цена выросла или как она вообще формируется. Что сейчас влияет на ценовую политику в области продвижения сайтов, давайте разберемся на опыте нашего digital-агентства ADVIANA.
Для успешной деятельности любого бизнеса важна правильная оценка трудозатрат специалистов, материалов (софта, техники и т.д), времени и процента выгоды от полученных результатов. SEO – область достаточно специфическая и оценить ее по каким-то четким критериям без экспертных оценок может оказаться не так-то просто, как, к примеру, контекст. Виной этому постоянные изменения в общепринятых правилах продвижения. Здесь речь может идти не о годах, а о неделях. Причем, достаточно интересным фактом служит то, что корректировки Яндекса, которые произошли вот-вот и СЕОшники только-только под них адаптировали работу, не могут быть опять затронуты корректировками в алгоритмах Google, выпущенными следом же. Постоянная гибкость в работе создает сложности при оценке трудозатрат.
Вложенные средства должны принести доход и компании и клиенту
Тот, кто решил подключить услугу SEO, уже наверняка столкнулся с тем, что цены разных компаний на один и тот же сайт сильно разнятся. Это вызывает эффект непонимания у клиента формирования этой самой стоимости и ощущение, что его пытаются обмануть. Так ли это на самом деле? Конечно же, в большинстве, никакого обмана здесь нет. Все дело в том, что нет четкой формулы расчета услуг и часов на работы. Каждая фирма формирует свой прайс на тарифы исходя из набранного штата и перечня оказываемых работ.
Бюджет может складываться из нескольких или сразу всех возможных факторов: конкурентное окружение, запросы, регион, состояние сайта, CMS, объёмы правок, поставленные клиентом цели и т.д.
Как бы это не было странно, но на SEO, которая вроде бы направлена на очевидную цель, у клиентов порой бывают совершенно разные запросы. Кто-то хочет доминировать на рынке, кто-то выправить репутацию, кто-то получить заказы с интернет-магазина, а кто-то хочет быть в ТОПе (и желательно еще на 1 или 3 позиции). Для каждого желания клиента разрабатывается стратегия исходя из его бизнеса, сайта и бюджета. И таким образом мы подошли к одному из важных критериев – допустимый для клиента бюджет. Компания должна оценить, какие работы могут быть проведены в рамках выделенной квоты, и достаточно ли будет их для достижения поставленной цели.
Часть сайтов, приходящих в работу, зачастую совершенно неконкурентоспособна. Особенно это касается дизайна и наполнения. Каким бы не был полезным сайт, если он выглядит совершенно устаревшим, скорее всего пользователи на нем не останутся надолго. Действия пользователей принимают большое участие в присвоении дополнительных «плюсов» к релевантности ресурса относительно запроса для поисковых систем. Если на рынке высокая конкуренция (в основном это касается крупных городов в формате Москвы, Санкт-Петербурга и т.д), выйти в ТОП будет так же сложно, как и удержаться там.
Тяжело пробиться через мастодонтов выдачи ТОП 10 будет и молодым сайтам, бренды которых людям ни о чем не говорят, а вес для поисковых систем ничтожно мал.
Следует помнить, что спешить с продвижением, всячески накручивать поведенческие факторы и ссылочную массу вообще нельзя! Наложение санкций будет гораздо пагубней, чем медленный, но верный рост.
Самая ожесточенная конкуренция будет по высокочастотным запросам и это логично, так как большинство клиентов все-таки гонятся за трафиком:
Ключевую роль для всех преображений сайта играет специалист по SEO. Он живет с сайтом в мыслях и днем и ночью, помнит какие правки, когда, куда и зачем вносились, постоянно мониторит самые проблемные запросы, составляет план работ, пишет рекомендации, вносит часть правок сам, контролирует работу программиста, корректирует ссылки, отвечает за внешний вид, проводит технические аудиты и еще много разных нюансов, которые позволяют сайту становиться лучше, удобнее и презентабельнее в результатах поиска. Обычно у CЕОшников, как и у технических специалистов, есть грейды, определяющие их профессиональные навыки. Естественно, чем выше грейд, тем дороже специалист. Для прозрачности выплат чаще всего принимается почасовая модель оплаты или фикс + KPI. Деньги за работу оптимизатора должны окупаться бюджетом на продвижение, иначе выгоды это не принесет и никакого договора не состояться. Полный перечень всех работ Вы должны увидеть в договоре на оказание услуг по продвижению. Все они, скорее всего, рассчитаны по часам на конкретный интервал времени, и принимали участие в оценке тарифа.
Бывают случаи, когда для работы с ресурсом одного специалиста не хватит. В индивидуальных случаях встречается проработка проектной группой. Плюс такой структуры отдела в том, что над сайтом будет трудится сплоченная команда, понимающая друг друга. Сколько может стоить СЕОшник в той фирме, которую выбрали Вы, вам вряд ли скажут напрямую, но это точно отразится на ценах на продвижение.
Если сайт находится в плачевном состоянии, а делать новый клиент крайне не хочет, то, очевидно, для его успешного продвижения потребуются доработки. Тут компании могут пойти двумя путями:
Доработка сложных элементов и функционала чаще всего оценивается отдельно
И тот и тот вариант возможен, встречается и сказать, какой из них лучше на 100% невозможно. Можно спорить на эту тему приводя разные аргументы в ту или иную сторону. Для поддержки первого случая подойдет объяснение, что клиент сразу вправе знать о всех затратах, но с другой стороны, на момент внесения правок выдача может поменяться кардинальным образом и эта правка вообще будет неактуальна. Мы придерживаемся середины: сообщить о критических проблемах, препятствующих продвижению, клиенту обязательно нужно. Наш клиент – наш партнер, мы тоже заинтересованы в процветании его бизнеса для продолжения сотрудничества. Все остальные возможные доработки будут повторно оцениваться в процессе продвижения и при подтверждении необходимости корректировок выноситься на обсуждение к клиенту.
Признаться, мы очень долго обсуждали необходимость добавления тарифов и возможность оценивать каждый сайт индивидуально исходя из его характеристик. Введение тарифов позволяет клиенту ориентироваться в стоимости услуг при выборе компании и расчете бюджета более достоверно.
Тарификация может идти, отталкиваясь от ядра: какие запросы с какой частотностью подобраны и в каком регионе. Или же от типа сайта: интернет-магазин, услуги и т.д. При разработке тарификации, на наш взгляд, правильнее учитывать и то, и то. Забегая вперед, можем сообщить, что наша новая тарифная сетка совсем скоро появится на сайте и находится на финальных этапах доработок и оформления. Она позволяет быстро сориентироваться по типу сайта и ядру с указанием бюджета, который потребуется для продвижения и учитывает виды работ, проводимые по определенным периодам, для максимально эффективной оптимизации ресурса, исходя из конкурентного окружения с состояния сайта.
Понятие SEO-текста последнее время претерпело значительные изменения. Это больше не переспамленный ключевиками отрывок, вырванный из контекста темы. Такие описания попадают под фильтры, особенно в Яндексе, и теряют свои позиции. На написание хорошего текстового сопровождения, нужно будет так же выделить бюджет. Есть сайты со сложной тематикой, где потребуется поиск хорошего копирайтера, пишущего в данной сфере и имеющего хорошее портфолио и знания. В таком случае цена за контент так же возрастёт.
Экономить на текстах совершенно не стоит, потому что это весомая часть оптимизации. Даже если текст останется не замечен пользователями, он будет проиндексирован роботами ПС, на основе чего построятся цепочки логических соответствий смысла страницы, содержания и запросов в поиске.
Итак, подытожим:
SEO – не самая дешевая услуга, к тому же у нее есть отложенный старт по окупаемости. Влить сумму денег в закупку ссылок, как это было раньше, уже не получится. Требуется целый комплекс работ. Если удастся найти добросовестную компанию, специалиста, который будет любить Ваш сайт так же, как и Вы, то результат будет радовать Вас на протяжении долгого времени. Не забывайте, что и за выведенным сайтом нужно постоянно присматривать и продолжать улучшать и развивать.