Подготовка контента для сайта

Подготовка контента – один из самых трудоемких и продолжительных этапов процесса разработки сайта. Невнимательное отношение к сбору материалов ставит под угрозу не только успешность всего проекта, но порой и его реализуемость. Неверно выстроенный алгоритм построения работ создает риски как для клиента, так и для исполнителя. Тем и другим стоит твердо уяснить одну простую истину: сайт – есть лишь средство оформления информации, упрощающее работу с ней. И если нет информации, то оформление сайта начинает походить на подготовку комнаты для ребенка, пол которого неизвестен.

Сайт – лишь оболочка для контента

В статье расскажем об основных «болевых точках» плохой организации подготовки контента для разработки сайта и ответим на следующие вопросы:

Почему важно готовить контент для сайта заранее? Что студия и заказчик могут потерять, если не позаботятся об этом до перехода к разработке сайта? Как получить контент для сайта от клиента и как клиенту справиться с подготовкой материалов, если он решил полностью самостоятельно подготовить материалы? Обо всем этом расскажем в статье.

Почему контент нужен заранее

Проблема подготовки контента беспокоит агентства, которые стремятся к систематизации своих производственных процессов и заботятся о высоком качестве своих услуг. Когда заказчик обращается за разработкой сайта в такую компанию, его, как правило, заранее просят предоставить контент для наполнения сайта. Очень часто клиент оттягивает с предоставлением материалов, ссылаясь либо на то, что сперва ему нужно увидеть сайт, а затем уже решить, чем его наполнять, либо не находит для этого времени, а иногда просто ленится и руководствуется принципом «мы оплатили, а вы нам все сделайте как надо».

Коммуникационные задачи сайта и его ключевые информационные блоки должны определяться клиентом и студией совместно

Этот принцип неприменим в случае, когда речь идет о разработке сайтов. Заказчикам следует твердо понимать, что уже на этапе разработки макета сайта требуется их активное участие в подготовке контента. Перед началом проектирования проводится анализ рынка, изучение целевой аудитории, продумываются каналы получения трафика, затем пишется техническое задание. Переход к этапу проектирования требует наличия контента, поскольку дизайн и функционал должен строиться вокруг информации.

Содержание сайта — это не то, чем нужно наполнять нарисованные макеты, а то, на чем они должны быть основаны.

Заполнение пространства для текста ненавистным «Lorem Ipsum» дает возможность оценить лишь эстетический эффект, «примерка» же реального текста позволяет посмотреть на то, как он работает с графикой и другими элементами сайта.

Рядовое отношение к контенту, свойственное посредственным студиям, приводит к выпуску проектов, которые не оправдывают вложенных клиентами средств. Заказчик получает сайт и в последствии даже не понимает, почему тот не решает ожидаемых задач. Недостаток внимания к контенту на этапе разработки мешает и дальнейшей поддержке, и развитию сайта. В результате через пару лет такие сайты часто превращаются в собрание беспорядочных страниц неприглядного вида.

Каким должен быть контент сегодня

Казалось бы, безответственное отношение к проработке контента до этапа разработки создает риски только для заказчика. Но это только на первый взгляд. В действительности для студий угрозы возникают не менее серьезные.

Риски студии

  1. Испортить дизайн. Когда дизайн-макет подготавливается без учета будущего контента, информация может размещаться на нем красиво и органично. Сам макет может понравиться заказчику, быть принят и утвержден. Однако в процессе подготовки контента заказчик может выяснить, что, например, тизеров с преимуществами должно быть не 3, а 7, меню сайта должно вмещать вместо 5 пунктов 8, а еще вдруг оказывается, что отзывов о компании совсем нет и руководство себя презентовать на сайте не хочет или ровно наоборот. И получается, что, когда сайт уже сверстан и установлена CMS, могут потребоваться изменения, которые портят всю первоначальную задумку и на выходе получается плохой продукт.
  2. Не положить проект в портфолио. Публиковать плохо сделанные сайты в портфолио – значит создавать себе антирекламу. А каждая упущенная возможность опубликовать очередную работу снижает конкурентоспособность.
  3. Упустить допфункции, которые не входят в техзадание. Приведем пример. Допустим, вы договорились с заказчиком, что в карточке товара будет подробное описание товара, без уточнений. В итоге были сделаны поля под текстовые описания и вывод картинки. Заказчик же хотел, чтобы было и видео, и файлы для скачивания и 3D-изображения. Если бы это выяснилось до начала разработки, то в ТЗ все бы предусмотрели, учтя время и расходы.
  4. Не сдать проект. Бывает, что сайт сверстан, CMS установлена, а контента все нет или лишь время от времени присылаются крохи. В результате проект висит и не может быть сдан.
  5. Получить недовольного заказчика. Когда заказчик будет постоянно требовать разместить вновь возникшую «важную» информацию то тут, то там, а также заменить, скажем, маленький текстовый блок на галерею, студии может в какой-то момент это надоесть. В результате конфликт из серии «нет, это ты виноват». Виноваты на самом деле оба. Отзывы студию ждут соответствующие, а «сарафанное радио» это нередко основное, что помогает выживать небольшим агентствам.
  6. Перегрузка сотрудников. Долгое ожидание и неравномерное поступление контента мешает планированию деятельности. Как итог – плохая организация труда и снижение производительности, ведущие к снижению удовлетворенности сотрудников и падению качества работы.

Риски заказчика

  1. Остаться без сайта. Обострение отношений со студией из-за дополнительно свалившихся работ может привести к разрыву договора. Инициатором при этом может быть любая из сторон. В результате заказчик остается с полуфабрикатом сайта, который будет трудно доработать.
  2. Сорвать сроки разработки. Сложности, связанные с длительным согласованием контента, ведут к множеству переделок, которые смещают сроки и могут негативно сказаться на конечном продукте.
  3. Получить плохой сайт. Подгонка контента под готовый дизайн часто нарушает первоначальный вид. Очень вероятно, что он будет испорчен и не будет решать задач сайта. Если в агентстве нет заранее подготовленного контента, то как следует продумать дизайн всех страниц невозможно. В итоге заказчик лишается проработки внутренних страниц и правильной расстановки приоритетов. Это приводит к ухудшению поведенческих характеристик пользователя, что влечет негативное отношение поисковых систем, то есть ваш сайт будет сложно продвигать.

Как получить контент для сайта от клиента

Как мы уже говорили выше, заказчики часто считают, что их участие в создании сайта ограничивается произведением оплаты.

 

О важности контента

Иногда это принципиальная позиция и здесь способов воздействия почти нет. Но порой клиент просто затрудняется в заполнении брифа на контент и ему необходима помощь в написании. Здесь, будет полезно:

  • четко обозначить ограничения. Творческая свобода отнюдь не всегда способствует хорошему результату. А вот ограничения очень хорошо помогают. Обозначьте цель описания того или иного раздела и задайте направление;
  • подробно объяснить, что требуется. Продемонстрируйте примеры, обозначьте рекомендуемый размер описания каждого блока на странице. Если подходит только одно или два предложения, убедитесь, что они знают это;
  • напоминать о себе. Не стесняйтесь напоминать клиенту о себе. Даже если о вас не забыли, вы тем самым дадите импульс и мотивацию наконец ответить вам. Клиенты должны уважать ваше время, поэтому имеет место иногда их раздражать. Каждый день писать, конечно, не стоит, но на старте работ еженедельное уведомление, например, по email вполне корректная попытка достучаться до клиента.

Советы заказчику

Подготовка материалов обычно связана с непониманием, что именно нужно, нехваткой времени, отсутствием компетенций. Несколько советов о том, что делать во всех этих случаях:

  • если непонятно, сколько и каких материалов нужно подготовить, то проведите аналитическую работу и разберитесь какой материал дать целевой аудитории, чтобы ваш интернет-ресурс работал на задачи бизнеса, а также какие разделы требуются для размещения этого материала;
  • если некогда заниматься подготовкой контента, то выделите наиболее приоритетную информацию. Составьте список всех материалов, которые вы хотите видеть на сайте. Обозначьте какие страницы и материалы будут уникальными по типу контента, а какие – шаблонные. Затем соберите контент для уникальных страниц, а для шаблонных выделите обязательные блоки без готовых материалов;
  • если нет компетенций, то лучше сразу передать полную подготовку контента подрядчику. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Надо понимать, что в данном случае придется дополнительно заплатить за генерацию контента.

Заключение

Сайт всегда должен ясно и понятно сообщать о чем-то своему посетителю, и именно это что-то должно определять его вид и функционал, а не наоборот. Коммуникационные задачи сайта и его ключевые информационные блоки должны определяться клиентом и студией совместно на самом раннем этапе, когда составляется бриф и проектируется информационная архитектура сайта.

Подготовка контента для сайта также важна, как и выбор правильного разработчика сайта. Стоит исключительно внимательным образом подходить к этому вопросу. Потому что станет ли потенциальный клиент реальным, зависит от того, что вы ему «скажете», когда он зайдет на ваш сайт.

Еще из блога

Маркетинг

15 мая 2020

Контекст vs SEO: что и когда лучше использовать

В чем особенности контекстной рекламы и SEO, что и на каком этапе лучше использовать и как правильно сочетать эти инструменты.

Читать
Маркетинг

20 апреля 2020

Как выбрать агентство по интернет-маркетингу

Выбор агентства по интернет-маркетингу следует начинать с правильной постановки вопросов и оценки полученной информации.

Читать
Маркетинг

10 апреля 2020

Онлайн-маркетинг во время пандемии

Экономить на рекламе – все равно что остановить часы, пытаясь сэкономить время.

Читать
Маркетинг

31 марта 2020

Как спасти бизнес во время кризиса?

Стремительный экономический спад диктует новые условия для бизнеса. Как же остаться на плаву?

Читать
Маркетинг

14 июня 2019

Как бизнесу стать заметным в сети?

Как владельцам интернет-магазинов найти уникальные отличия своего бизнеса? И как эффективно продемонстрировать их выгоду?

Читать