Магистральный тренд в онлайн-маркетинге сегодня – это глубокий подход к изучению аудитории и создание наиболее комфортного и запоминающегося опыта. Когда-то уже выработавший иммунитет на ТВ-рекламу потребитель стал строгим недоверчивым критиком и в интернете. Чтобы заставить его поверить вам и побудить к нужным действиям, придется совершить качественный скачок в понимании контекста принятия решения.
Вместе с тем потребуется осваивать новые технологические решения и адаптироваться к стремительному развитию искусственного интеллекта. Добиться успеха можно будет только переплетая технологические новшества с креативным подходом при выстраивании стратегии продвижения.
В статье поговорим о наиболее значимых изменениях, произошедших в разных направлениях интернет-маркетинга в 2019, и попытаемся наметить возникшие в связи с этим тренды, которые также будут прослеживаться в текущем году.
Среди наиболее серьезных для поисковой оптимизации событий 2019 года следует выделить запуск новых алгоритмов работы ведущих поисковиков Google Bert и Яндекс Вега, а также появление турбо-страниц для листингов интернет-магазинов.
Рассмотрим каждое из этих событий чуть подробнее.
Новый алгоритм формирования поисковой выдачи американского поискового гиганта основан на нейронных сетях и создан для лучшей обработки естественного языка и различения контекста поискового запроса. Упрощенно говоря, Bert акцентирует внимание на контексте и всех окружающих его словах, само наличие в тексте ключевого запроса имеет небольшое значение. Это должно позволить Google выдавать наиболее релевантные результаты выдачи.
Прежний алгоритм RankBrain при формировании выдачи рассматривал результаты прошлых запросов, Bert же изучает и анализирует весь контент до и после ключевого слова. Оптимизация сайта с помощью одного только внедрения ключевых запросов становится все менее эффективной, теперь необходимо делать качественный контент, удовлетворяющий пользовательским запросам.
В конце декабря 2019 Яндекс также внедрил новые принципы поиска, выведя свою систему на более продвинутый уровень. Прежний алгоритм Палех выдавал результаты основываясь не только на самих словах, но и на смыслах. Теперь, с помощью алгоритма Вега, Яндекс будет выделять еще и наиболее схожие по смыслу документы, кластеризуя их в базу. Таким образом, выдача будет основываться на смысловых кластерах, что предположительно должно сделать ее еще более релевантной.
Кроме того, отечественный поисковик разработал технологии предварительной загрузки результатов, которые дадут возможность существенной части пользователей узнать ответ на запрос без необходимости посещения конкретного сайта.
Также следует отметить, что Яндекс все большее внимание уделяет местоположению пользователя, реализуя принципы гиперлокальности. Это означает, что если раньше результаты выдачи формировались по определенному городу, то теперь возможности расширились и поисковик способен искать информацию, которая актуализирована на уровне микрорайонов.
Недавно у Яндекса появилась функция – листинг товаров для интернет-магазинов. Прежде переход по турбо-странице предполагал демонстрацию карточки товара с бесконечной прокруткой, сейчас же ссылается на категории товаров. Причем такая функция подключена автоматически для всех сайтов с настроенными турбо-страницами.
В связи с вышеописанными изменениями в поисковой оптимизации наметились следующие тренды:
Завершая об изменениях в SEO, напомним о том, что на покорение ТОПа поисковой выдачи требуется немало времени, сиюминутных стопроцентных решений этой задачи нет и не предвидится. Необходимо следить за всеми обновлениями. Незначительных и неважных вещей в продвижении попросту нет.
Год от года возможности рекламы расширяются, форматов все больше, таргетинг по интересам все шире. Основные изменение с которыми мы пришли к 2020:
Новшества Яндекс:
Новшества Google:
Поисковую выдачу все больше и больше занимает реклама. Форматы рекламных блоков Яндекса часто меняются, объявления подмешивается в середину мобильной органики, дублирует первого рекламодателя внизу, показываются в товарной галерее посредством смарт-баннеров. Тем не менее поисковикам пока удается умело лавировать между интересами рекламодателей и пользователей. Нарастание рекламы в выдаче не мешает корректно отвечать на пользовательские запросы, а развитие нейросетей и новые алгоритмы поиска на их основе способствуют все большей семантической актуальности этих ответов.
В 2020 продолжит развиваться аудиореклама за счет роста популярности подкастов. Видеореклама YouTube будет совершенствоваться благодаря добавлению performance-инструментов к классическим медийным форматам видеорекламы.
Также любопытно, что привычные всем уличные билборды будут постепенно переходить на цифровые форматы. Это позволит бизнесу взаимодействовать с аудиторией на разных носителях в наиболее подходящий момент времени. В Яндекс.Директ уже можно запустить наружную рекламу в ряде регионов.
Таким образом, рекламные системы продолжат развиваться и расширять охват аудитории всеми возможными способами.
Продолжают ежегодно нарастать возможности социальных сетей, плотно захватывающих пользователей в свое пространство.
Наибольше изменения в 2019 году коснулись Instagram:
ВКонтакте, Facebook, MyTarget активно развивают рекламные системы. Появились новые метрики аналитики и улучшились формы оплаты с тем, чтобы выгоднее было платить за целевое действие.
Так, например:
Соцсети практически еженедельно выпускают разного рода обновления, в том числе направленные на решение задач пользователя, связанных с совершением покупок. В 2020 развитие будет не менее активным и бизнес-аккаунты получат множество новых возможностей совершенствования.
Если говорить о контенте, то каждая соцсеть будет стараться делать максимально релевантную интересам пользователей новостную ленту. Будут развиваться механизмы, работа которых направлена на сведение к минимуму оскорбляющих комментариев и постов. Цена на креативный и уникальный текстовый и графический контент возрастет.
Рекламные системы продолжат искать новые варианты таргетинга, повышая точность выхода на целевую аудиторию.
Email-маркетинг теряет свои позиции, но все же продолжает оставаться на вооружении у маркетологов, принося свой вклад в общее продвижение.
Главное правило в успешном email-маркетинге простое – ваши письма должны быть полезными.
Да, кроме этого, имеет некоторое значение удачное время отправки, привлекающие темы письма, обязательна адаптивность, но все это только добавки, которые сами по себе не способны поднять количество открытий и переходов.
Пользу для своих подписчиков можно добавить в рассылки тогда, когда хорошо знаешь аудиторию. Для этого о ней нужно собирать информацию: имя, возраст, дата рождения, история покупок – все это имеет значение и позволяет сегментировать базу, отправляя наиболее релевантные предложения определенным сегментам. Также не стоит забывать о персонализации, личные обращения делают контакт более доверительным.
К новым тенденциям в email-маркетинге можно отнести только одну особенность, получившую распространение в последний год:
Как и прежде рассылки требуют наличие:
Тем не менее еще раз отметим, что главное это польза, если ее в письмах нет, то читать их не будут.
Пожалуй, наиболее стабильная область интернет-маркетинга с регулярно нарастающей степенью эффективности.
Трендов, как таковых, не наблюдается. Как и прежде, требуется соблюдать простые правила:
В начале 2019 многие делали ставки на чат-ботов, IGTV в Instagram, предикативную аналитику, голосовой поиск и искусственный интеллект. Однако быстро выяснилось, что недоученные роботы, размещенные почти на каждом сайте, раздражают посетителей. Даже Яндекс в итоге решил убрать онлайн-консультантов из поиска. Так что будем ждать более технологичных решений. Виртуальная и дополненная реальность отошли на второй план, хотя все еще имеют потенциал. Голосовой поиск и искусственный интеллект развиваются, но не так быстро, как хотелось бы. А вот турбо-страницы и пост-вью конверсии для оценки медийной рекламы вошли в полную силу.
Геймификация, хайп и регулярно годный контент – неоспоримые лидеры последних лет.
Мобильная аудитория продолжает стабильно набирать рост и в 2019 году ее число составляет 85,2 миллиона человек. Прогнозируется, что ее объем сравняется с аудиторией всего российского сегмента сети, а значит мобильная реклама продолжит развиваться.
Доходы от рекламы в интернете, уже превышают таковые на телевидении. В будущем этот разрыв продолжит расти. Digital расцветает и нам предстоит увидеть рост многих сегментов рекламы.
Важно отметить, что грамотный маркетинг в 2020 это комплексный маркетинг. Технологичных направлений много и каждое из них весьма глубоко. Агентств полного цикла довольно мало, потому как немногие могут потянуть качественную проработку одновременно и SMM, и SEO, и SERM и т.д. В результате наблюдается разрыв коммуникаций. Клиент обращается в разные агентства за разными услугами и каждое тянет одеяло на себя теряя общую логику.
Все это должно привести к консолидации рынка, где лидерство получат крупные игроки. Единая стратегия и выполнение обещанных KPI по всем канала требует единого центра.
Для того чтобы оставаться эффективным, нужно постоянно обучаться, следить за обновлениями, внедрять и тестировать новые инструменты, а также научиться видеть в потребителях живых людей, предлагать им актуальную ценность и комфортный опыт. Только так можно выяснить какие тренды и новинки смогут продвинуть бизнес в сети.