Масштаб экономического бедствия, которое вызвано ситуацией с пандемией и вокруг нее пока трудно осознать. Около четверти всех рабочих мест в России были созданы малым бизнесом. По разным оценкам, речь идет о 15–18 миллионах человек. Часть из них уже столкнулась с сокращением или полным исчезновением источника дохода, немалому количеству это еще предстоит.
Многое находится в состоянии неопределенности, но большинство экспертов утверждает, что экономический шок, возникший в результате применения мер по борьбе с пандемией, является временным. Экономика, безусловно, вернется на траекторию роста. Однако, очевидно, что после полного снятия всех ограничений, малый бизнес, особенно в крупных городах, еще долго будет ощущать на себе негативные последствия коронавируса.
Последствия COVID-19 для экономики еще только предстоит ощутить
Сейчас, когда люди потихоньку возвращаются к работе, важно хорошо обдумать, как наиболее эффективным образом вернуть бизнес в рабочий режим. Предлагаем несколько советов, которые помогут подготовить ваше дело к выходу из карантина и начать работать в текущих условиях.
Выход из карантина сопряжен с рядом вызовов и ограничений, которые ждут тех, кто не работал во время режима самоизоляции. Состоят они в следующем:
Итак, как же в условиях всех вышеизложенных проблем следует возвращать бизнес к нормальной работе.
Первое, что нужно сделать перед возобновлением своей работы – это сообщить об открытии своим клиентам. Самым простым способом может быть написание новости в соответствующем разделе.
При написании важно, чтобы новость:
Пример сообщения об открытии на баннере главной страницы
Пример поста, который информирует об открытии
Не спешите забрасывать свои «карантинные» наработки — переосмыслите их после возвращения к привычному формату ведения дел и рассмотрите возможность сделать адаптированные под карантин продукты частью основной бизнес-модели.
Это целесообразно, как минимум, по двум соображениям:
Новые привычки россиян, сложившиеся во время пандемии
После снятия ограничений ряд сфер ждет всплеск потока клиентов. За время самоизоляции накопился отложенный спрос на услуги, оказываемые в парикмахерских, барбершопах, ателье, ремонтных мастерских, стоматологических клиниках и т.п. Их открытие повлечет множество обращений.
Что делать:
Чего делать не стоит, так это поднимать цены. Во всяком случае в первое время. Учитывая сложившиеся обстоятельства, повлекшие снижение доходов у населения, это не сыграет в вашу пользу.
СПА-салоны, спортивные клубы, рестораны, магазины дорогостоящих аксессуаров и прочие направления, которые предоставляют услуги не относящиеся к категории первой необходимости, очевидно, ждет падение спроса.
Здесь стоит подумать о более лояльных условиях предоставления услуг. Абонементы с отложенной датой начала, рассрочки, скидки и прочие, ранее недоступные, преимущества могут помочь вернуть клиентов быстрее.
Фитнес-клуб дает возможность своим клиентам оплатить абонемент в рассрочку
В первое время, очевидно, многим придется работать с ограниченными рекламными бюджетами. Поэтому следует предельно внимательно отнестись к их освоению. Подробно о том, как управлять маркетинговой активностью в кризис мы уже разбирали в одной из статей. Здесь напомним вам о важной составляющей успешного применения одного из самых популярных инструментов продвижения – контекстной рекламы.
Создание эффективной рекламной кампании в поисковиках почти невозможно без анализа прошлых активностей, который дает ответы на следующие вопросы:
Обратите внимание, что оптимизация рекламных кампаний требует значительных профессиональных компетенций. Если вы не разбираетесь в этом, то настройку контекстной рекламы лучше доверить специалистам.
Старые клиенты могут и позабыть о вас, поэтому всегда нужно работать над привлечением новых. Пандемия вызвала приток новых покупателей преимущественно в онлайн-супермаркеты, поэтому искать целевую аудиторию эффективнее всего в сети.
Пандемия спровоцировала приток новых клиентов в онлайн-магазины и к омниканальным ритейлерам
Подробнее о важности антикризисного продвижения мы писали ранее. А здесь дадим только пару советов.
При наличии соцсетей, одним из способов облегчить работу по привлечению новых клиентов может стать, например, парсинг подписчиков групп конкурентов и настройка показов на них таргетированной рекламы. Имейте ввиду, что при таргетинге на свои аудитории не нужно применять другие таргетинги — особенно интересы, семейное положение, возраст и т. п. Это значительно сузит охват и сделает рекламу неэффективной. Исключением является геотаргетинг — для локального бизнеса он важен.
Прогрев аудитории может обеспечить запуск объявлений с посылами по типу:
Классические триггеры по типу «лето пришло – время худеть» также будут работать, но тему с открытием все же стоит обыграть.
Еще несколько простых, но важных советов для минимизации последствий кризиса:
Время кризиса всегда заставляет нас быть более гибкими и адаптироваться к ситуации. Сейчас офлайн переходит в онлайн, ресторанный бизнес развивает доставку, производство адаптирует продукт под текущий спрос.
Исключительно важно – иметь представительство своего бизнеса в сети. Наличие собственного ресурса, аккаунты в соцсетях, продвижение своего бренда в интернете – все это становится необходимостью, без которой большая часть бизнесов существовать не сможет.
В будущем все происходящие изменения только усилят бизнес, поэтому сейчас не должно стоять вопроса о том нужно ли это. Единственно важное правило — это анализировать перед внедрением и прогнозировать возврат инвестиций. Благо, что современные маркетинговые инструменты позволяют это делать.
Помните, жизнь не останавливается, кризис не вечен. Получайте новый опыт. Экспериментируйте, но оправданно. Сейчас происходит проверка, насколько ваш продукт кому-то нужен, и как он меняет жизнь людей.